Вопрос: С наступлением коронокризиса в мире изменилось много процессов, в том числе образование. Охарактеризуйте эти изменения?
Давайте перенесемся в счастливое прошлое, где тренинг проходит, как правило, в комфортной очной обстановке. Зрительный, аудиальный, эмоциональный, а иногда и тактильный контакт с участниками, возможность отработать все вопросы и возражения в рамках встречи. Взаимный обмен информацией происходит мгновенно. Результаты тренинга предсказуемо позитивные: средняя оценка по очным тренингам - 8 из 10. Средний NPS тренингов - 56%.
Возвращаемся в постапокалиптическое настоящее: ZOOM, SKYPE FOR BUSINESS, WEBINAR.RU, WHENSPEAK, CISCO WEBEX, MICROSOFT TEAMS, RING CENTRAL MEETINGS, GLOBAL MEET… Этими названиями описываются основные изменения в области проходящих в режиме реального времени тренингов. Все процессы по обучению перенеслись в онлайн и из опыта проведения более 50 образовательных мероприятий в этот период, ключевые изменения можно описать так:
1. Выбор и подготовка платформы определяет 50% успеха мероприятия.
Дайте флипчарт и все будет сделано, говорили мы раньше... Теперь все по-другому. Большой выбор инструментов для проведения дистанционных обучающих мероприятий и их особенности могут быть возможностью или угрозой для проведения тренинга. Техническая подготовка сотрудников компании и умение работать с платформой - катастрофически важные составляющие. Тренировка технической части перед тренингом и чёткий алгоритм действий в разрезе «а что если» обеспечивает новый результат и быструю реакцию на возможные сложности.
2. Скорость обмена информацией в рамках дистанционных тренингов снижается.
Казалось бы, онлайн это только возможности, но это и огромные вызовы, стоящие перед нами. Обмен информацией в рамках дистанционного тренинга между участниками снижен. Две-три миллисекунды задержки перед каждым словом - особенность сетевого соединения, а ещё перегруз платформы, не попадание в такт участников, создаёт колоссальные проблемы в коммуникации. Так же никто не отменял «зайцев», заметить которых, при таком варианте коммуникации затруднительно.
3. Подключение омниканального подхода к тренингу увеличивает его эффективность.
В новой реальности нам необходимо использовать новые методы вовлечения аудитории. Добавление к платформе тренингов нового, омниканального подхода: digital платформы, Whats APP задания, SMS нотификации, мини-баттлы участников с тренером, тренировочные звонки, диалоговые тренажеры - лишь часть опций, которые обогащают проведения тренинга, вовлекая все больше аудитории в познавательные активности.
Вопрос: Что для вас изменилось в работе?
В новой реальности появляется необходимость использования большего количества приемов для вовлечения аудитории в различные активности, необходимо продумывать интересные форматы получения обратной связи. Общее время на проведение одной единицы тренинга увеличилось, ведь теперь эффективное практическое упражнение в рамках команд тяжело провести в основную часть тренинга.
Приведу пример: проводится тренинг для маркетологов по омниканальным коммуникациям. В программе предусмотрено около 10 практических блоков для командной работы. Если в онлайн часть тренинга встраивать упражнения, то деление на команды, разбор обратной связи, сбор участников в основную комнату - сложный процесс, сопровождающийся непременными техническими проблемами и недовольством аудитории. Поэтому, часто используем приём разделения одного тренинга на части, а частей тренинга на теоретическую / практическую / проверку практических задач / обратную связь аудитории. Конечно, в таких реалиях подготовка тренинга более длительная, больше времени уходит на работу с практическим упражнениями, их проверку и формирование обратной связи, и общая длительность тренинга увеличивается.
Вопрос: Какие темы в образовательной сфере актуальны, а что ушло на второй план и почему?
Конечно, фармацевтический бизнес стремиться настроить процессы под эффективную работу в реалиях COVID и postCOVID- самые актуальные темы сейчас:
- дистанционная коммуникация с сотрудниками здравоохранения,
- создание и адаптация эффективного контента в новых реалиях,
- построение омниканальных систем коммуникаций в рамках компании.
На первом плане - реальные примеры и практика в условиях нового времени.
На второй план уходят теоретические основы и инструменты, все хотят учиться на практике, на чужих ошибках, которые можно не повторить.
Вопрос: Как вы считаете, после прохождения этого кризиса, останутся ли актуальными методы обучения, которые используются сейчас или все вернется на свои места?
Дистанционные форматы закрепили позиции и стали понятнее и доступнее для аудитории. Однако, мне кажется, что баланс нормализуется и под каждую задачу будет использоваться свой определённый инструмент. Очные мероприятия чаще будут использоваться для тренингов, где крайне важна работа в командах в рамках образовательной программы, в тренингах по креативности мышления и построению кроссфункциональных команд. Дистанционные тренинги займут своё место, в случаях, когда подразумевается меньше командой работы и больше «объяснительной» теоретической работы.
Вопрос: Какие ресурсы для самообразования вы можете посоветовать фарм. маркетологам?
На текущий момент крайне мало ресурсов, которые обеспечивают качественный уровень образования для фарм. маркетологов. Это связано с узкой нишей и специфической тематикой. К тому же, на рынке представлено незначительное количество курсов, построенных на реальных практических примерах.
Из топовых школ могу порекомендовать Школу Фармацевтического Маркетинга, где занятия проводят практикующие маркетологи с максимальной пользой для практики.
При этом, для меня основным источником информации служат профессиональные сообщества (от ред. - подписывайся, если еще этого не сделал).
В телеграм: PharmMarketing.
Лайфхак - нажав на кнопку View Channel info в телеграмм канале «PharmMarketing» - Вы попадете на вкладку с библиотекой прошлых материалов и сможете посмотреть интересующую информацию ретроспективно.
В Facebook: Pharma Marketing and Digital - здесь Вы можете зарегистрироваться на самые значимые конференции, посмотреть кейсы и аналитику от ведущих аналитических агентств, узнать об опыте коллег.
Сильным, на мой взгляд, источником для самообразования могут стать on-line конференции агентств и независимые саммиты, где зачастую демонстрируется реальный опыт, и интересные кейсы.
Ещё один источник получения информации - коллеги, которые готовы делиться опытом. Например, я недавно узнал, что Кристина Курс - один из опытнейших диджитал маркетологов в фарме, проводит сессии менторства и наставничества для тех, кто хочет развивать свои навыки в диджитал маркетинге.
Каждый найдёт для себя оптимальный метод получения информации, главное; чтобы информация была построена на реальных практических примерах.