С наступлением коронокризиса в мире изменилось очень много процессов, в том числе и в сфере образования. Как вы можете охарактеризовать эти изменения?
Надо отметить, что изменения в образовании наметились задолго до наступления коронавирусной пандемии. Это было связано с развитием технологий связи стандарта 4G, передачи потокового мультимедиа и, как следствие, появление возможности создания нового формата электронного обучения МООС (массовых открытых онлайн-курсов). Формат был разработан и продвигался ведущими мировыми университетами. Если несколько лет тому назад такое обучение было, скорее, экзотикой, то в последнее время, особенно в эпоху ограничений на участие в массовых мероприятиях, количество студентов у таких курсов возросло в разы.Вообще, доступ к знаниям в современном мире сильно упростился, и для многих моих коллег по фармбизнесу просмотр какого-нибудь профессионального канала на YouTube или прослушивание тематического подкаста прочно заняли место в ежедневном расписании. Я уверен, что в перспективе, большее количество тренингов и долгосрочных обучающих программ (на языке МООС - специализаций) уйдёт в онлайн. Коронавирус лишь выступил в качестве катализатора этого процесса.
Что для вас, как для практикующего тренера, изменилось в работе?
Как часто бывает в жизни, подобное событие как создало ряд трудностей, так и открыло новые возможности. Сложности связаны с тем, что при всех преимуществах онлайн образования, проблема вовлечённости участников тренинга и получение немедленной обратной связи затруднено. Несмотря на наличие и существенное развитие различных программ для проведения видеоконференций (Zoom, Teams и других), полностью воссоздать эффект присутствия пока не представляется возможным. А это, в свою очередь, накладывает некоторые ограничения на возможности тренера. Например, быстро помочь с синтаксисом формулы в Excel или ответить на «немой» вопрос участника, - не всем комфортно спрашивать что-то в чате или прерывать онлайн-презентацию. Частично данные ограничения снимаются лимитом на максимальное количество участников, но пока полностью заменить живое личное общение с тренером трудно.Есть и положительные аспекты онлайн-обучения. Логистика тренинга, возможность обучаться из дома, работать в удобном месте с ноутбуком, а не терять время на дорогу и «сидеть за партой», - всё это безусловные преимущества онлайн обучения.
Какие темы в образовательной сфере сейчас наиболее актуальны, а что ушло на второй план и почему?
На мой взгляд, сейчас наметилась чёткая тенденция на «дигитализацию» и работу с данными в обучении. И это не только новомодные маркетинговые акции с приставкой digital. Я имею ввиду работe с Big Data, использование продвинутых интерактивных маркетинговых инструментов и каналов коммуникации с врачами или потребителями.Тем не менее, базовые концепции в бизнесе остались незыблемыми. Самая изощрённая и таргетная коммуникация бесполезна, если вам нечего сказать потребителю или врачу. Здесь со времён Джека Траута и Майкла Портера ничего не поменялось.
С другой стороны, маркетинг – живая дисциплина, и многие концепции маркетинга и менеджмента для нас безнадёжно устарели. И дело здесь даже не столько в стремительно надвигающейся «цифровизации», сколько в усилении регуляторного компонента в нашей отрасли. Стандарты и процедуры становятся жёстче, законодательная база быстро меняется, бизнес модели унифицируются. Эффективность визитов представителей уменьшается, сознание потребителя перегружается избыточной информацией. Необходимо постоянно учиться и находить новые концепции продвижения, не теряя классическую образовательную базу, избегать применение «пыльного» маркетинга.
Как вы считаете, после прохождения этого кризиса, останутся ли актуальными те методы обучения, которые используются сейчас или все вернётся на свои места?
Безусловно, останутся. Джина МООС обратно в бутылку уже не загнать. Возможность обучаться экономике в ВШЭ или Колумбийском университете, анализу Big Data в MIT или Google бесценна. Единственная сложность – необходимость жёсткой самодисциплины, постоянная борьба с прокрастинацией. При онлайн обучении никто не будет стоять «над душой» и проверять каждый шаг студента. Поэтому я не думаю, что оффлайн-курсы совсем исчезнут. Скорее, глубокие базовые знания можно будет получить онлайн, а профессиональная «настройка» будет производиться путём классических тренингов.
Какие ресурсы для самообразования вы можете посоветовать фарм маркетологам?
1. Coursera.org – самая большая онлайн библиотека видеокурсов от ведущих университетов. Прослушать практически любой курс можно бесплатно, пройти специализацию, сдать тесты и получить сертификат – за небольшую плату.
2. FutureLearn.com – ресурс, похожий на Coursera, но немного другим набором специализаций.
3. Udacity.com – ресурс по обучению работы с данными
4. Udemy.com – тренинги для развития творчества и «мягких навыков» (soft-skills)
5. Khan Academy – не совсем МООС (просто собрание отличных лекций по разным предметам от ведущих преподавателей). Сертификации как таковой нет, но все лекции абсолютно бесплатны.